Insider Guide по Замоскворечью
Купеческое Замоскворечье
Маршрут 3
Дом
П. А. Смирнова
Жостово
Усадьба Великолеповой
м. Новокузнецкая
Ярославская Майолика
Armani / Casa Moscow Residences
Дом Аникиты Громова
Дом меховщика Гальперина
Дом купца Григорьева
ИФЗ
«Перезвон»
Молочная Чичкина
3 минуты
Пятницкая улица
Замоскворечье очень отличается от остальной Москвы.

Проходишь через Водоотводный канал и попадаешь в другое время. Здесь меньше суеты, почти нет высоких домов, сохранилась историческая застройка. В Замоскворечье неспешно и размеренно течет жизнь.

Здесь хочется ходить пешком, наблюдать за прохожими, и кажется, что самые колоритные купеческие типажи старой Москвы и сейчас прогуливаются по переулкам. Приглашаю прогуляться по купеческому Замоскворечью!
start
Экскурсовод,
журналист,
создательница проекта
«Москва из бабушкиного сундука»
Мария Сурвилло
Большая ордынка
Александр Васильевич Чичкин был человеком необыкновенным. Еще ребенком он оказался в работниках у самого известного московского молочника Бландова. Научившись ремеслу и женившись на его дочери, Чичкин начал создавать собственную империю. Преуспел в этом необыкновенно. Его магазины были во всех крупных городах России.

В лавках Чичкина было заведено каждое утро выливать из огромных бидонов вчерашнее молоко прямо на мостовую. Это должно было убедить покупателей, что молоко ежедневно привозят свежее.

На фасаде типичного купеческого дома сохранился белый клинкерный кирпич и коричневый картуш, в котором до революции можно было прочитать: «А. В. Чичкин».
Armani / Casa
Moscow Residences
Дом Петра Смирнова
Жостово
Кафе «Перезвон» расположено в колокольне храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором. Некоторые источники указывают, что уже в начале шестнадцатого века на этом месте был монастырь. Если пойти по Черниговскому переулку, то можно увидеть целый комплекс разновременных построек. А в колокольне уже несколько лет работает одно из самых необычных кафе Москвы.

Заходите внутрь и поднимитесь по узкой средневековой лестнице на самый верх, откуда открывается вид не только на Замоскворечье, но и на весь город.


3
finish
Armani / Casa
Moscow Residences
Кафе «Перезвон»
Дом купца Николая Григорьева. Магазин «Гжель»
Молочная Чичкина
Императорский фарфоровый завод
За двести лет существования Жостовской фабрики там было придумано более 150 форм для кованых подносов и бесчисленное множество сюжетов для их украшения. Стиль фабрики очень узнаваемый — это букеты, написанные широкими мазками. Именно этот декор — самый популярный и сейчас, и сто лет назад.

Подносы предназначены для современной сервировки домашнего обеда или парадного приема. Все изделия расписываются вручную, имеют номер и, без сомнения, могут стать семейной реликвией. Присмотритесь к этим произведениям искусных мастеров, чтобы ощутить атмосферу старомосковских усадеб и, возможно, принести часть их уюта к себе домой.
Прямо от Чугунного моста, который ведет на Болотный остров, начинается главная улица купеческого Замоскворечья — Пятницкая. И первым на ней стоит дом Петра Арсеньевича Смирнова. Его владелец родился крепостным крестьянином Мышкинского уезда, а встретил зрелость — в статусе поставщика двора Его Императорского Величества. На доме имеется соответствующая надпись, восстановленная не так давно.
Петр Арсеньевич покупает этот дом в 1867 году, открывает магазин на первом этаже и неподалеку устраивает производство. Этот дом изображен на этикетке водки «Смирновъ».
Дом меховщика Гальперина
Точка отсчета — дом Armani/Casa Moscow Residences.

В окружении невысоких современных зданий притаился отреставрированный особняк XIX века — усадьба купца третьей гильдии Сыромятной слободы Ивана Масягина. Здание построили в 1818 г. по «образцовому» проекту, который разработали для жилой застройки послепожарной Москвы. До 1917 года там жили разные купеческие семьи.
Дом Аникиты Громова
Усадьба купчихи Великолеповой
В этом же доме находится еще один интереснейший магазин купеческого Замоскворечья — фарфоровый.

Невская порцелиновая мануфактура создается в Петербурге в 1744 году. В 1756 году по проекту Виноградова строится большой горн для обжига. В правление Екатерины Второй предприятие получает название «Императорский фарфоровый завод», и начинается его расцвет. В конце 60-х годов двадцатого века здесь создали технологию для промышленного производства костяного фарфора. Невесомые, почти прозрачные чашки являются настоящим чудом и украшением любого чаепития.
Ярославская майолика
Пятницкая церковь
Николай Григорьев, по происхождению крестьянин из-под Углича, к пятидесяти годам поставлял почти половину колбасных изделий в Российской империи. Купец заботился не только о качестве товара, но и о своих работниках. Его предприятие находилось рядом с храмом в Кадашашах, и жил Николай Григорьев с семейством неподалеку.

А перед нами — один из его доходных домов, построенный в начале двадцатого века. На нарядном фасаде над не сохранившейся входной дверью мы видим женскую головку с распущенными волосами. Это Лорелея — символ московского модерна. На уровне третьего этажа можно рассмотреть профиль медведицы, а над балконами уселись совы. Стиль фасада этого дома можно назвать «абрамцевский модерн».

На первом этаже сейчас находится магазин фабрики «Гжель». Зайдите внутрь хотя бы ради интерьера с керамической мозаикой на стенах. Гжель теперь — это не только традиционные предметы и мотивы, но и совсем новые вещи, которые украшены бело-голубым орнаментом знаменитого промысла.
Дом отличается от всех прочих не только большими окнами, но также незамысловатой формой и лаконичной отделкой. Это стиль функционального модерна, который развивал на московских улицах знаменитый архитектор Федор Шехтель. Он создал этот дом по заказу меховщика Ильи Марковича Гальперина в 1908 году. Иногда в москвоведческой литературе этот дом называют изумрудом Шехтеля. Здание выложено плиткой, которую называют кабанчиком из-за того, как она устроена внутри.

Здесь же находился магазин галантерейных товаров Николая Алексеевича Крестовникова. А меховой магазин просуществовал в этом доме почти сто лет.
Была в Москве такая пословица: «Когда Арбат ложится спать, Замоскворечье уже замесило тесто на пироги». Вот таким кормильцем с Пятницкой был заказчик этого нарядного дома Аникита Громов, торговец продовольственными товарами. Здание с кулинарией на первом этаже он начинает строить в 1903 году по проекту архитектора Сергея Суворова.

Этому дому повезло: жильцы восстановили парадную дверь по образцу уцелевших внутренних. В подъезде сохранилось интереснейшее лестничное ограждение и нарядная метлахская плитка. А на первом этаже и перед входом имеются редчайшие для Москвы люксферы. Они говорят о том, что в доме были подвалы, куда свет поступал через эти «окна» в полу первого этажа и в мостовой.
Торговая Пятницкая прекрасна и своими витринами со смыслом. Остановитесь у магазина знаменитой ярославской майолики Павловой и Шепелева. Компания была создана в 1992 году, и сейчас в ней работает почти сто человек.

В витрине представлены сценки из замоскворецкой купеческой жизни. Почтенная мать семейства восседает на кресле, у ее ног — маленькая собачка. Старшая дочь за роялем, а младшая за столом читает книжку. Скоро чаепитие: уже заносят самовар и расставляют чашки.

Загляните внутрь. Характеры и типажи девятнадцатого века увлекают своим разнообразием, и вам наверняка захочется взять домой кого-то из обитателей Пятницкой, а может, даже собрать целую коллекцию персонажей.
Сейчас только рисунок на брандмауэре дома у метро напоминает, что здесь стоял один из самых древних московских храмов. Давшая имя всей улице церковь в честь Параскевы Пятницы известна уже по документам шестнадцатого века.

Храм несколько раз перестраивается на средства замоскворецких купцов. Вместительное церковное здание в стиле московского барокко и колокольня в стиле барокко петербургского появились на Пятницкой улице в 1740-х годах. Последний раз храм был перестроен в третьей четверти девятнадцатого века на средства купца Петра Ионовича Губонина. В 1935 году храм был разрушен. Но иконостас был перенесен в Троице-Сергиеву лавру и пребывает сейчас в Смоленской церкви. Сейчас на месте церкви находится павильон метро «Новокузнецкая».
Старомонетный переулок, 19/11
Пятницкая, 1
Пятницкая, 5
Пятницкая, 4/2с9
Пятницкая, 6/1
Пятницкая, 6/1
Пятницкая, 10с1
Пятницкая, 13
Пятницкая, 17
Пятницкая, 19
Пятницкая, 16с1
Пятницкая, 25, павильон метро «Новокузнецкая»

В документах конца восемнадцатого века этот дом значится как «каменный на погребах». После пожара 1812 года от него остались голые стены, но усадьба была восстановлена по заказу купчихи Феклы Великолеповой. В девятнадцатом веке на первом этаже появились магазины.

Внутрь двора ведет арка. Зайдите в нее однажды, и по очертаниям вы угадаете хозяйственные постройки усадьбы: каретный сарай, ледник, флигель… И вокруг сад — московские купеческие дома утопали в садах. Об этом сохранилось множество воспоминаний иностранных путешественников.

Есть в этом дворе и свой каменный зверинец. Вход в Департамент культурного наследия охраняют два необыкновенных льва: русский резчик никогда не видел царя зверей, и поэтому московские львы так похожи на людей. В Замоскворечье эта парочка переехала из района Лефортово. Считается, что они находились на ограде дома Анны Монс.
7
8
12
11
10
9
6
4
5
1
2
следующий маршрут:
Insider Guide
по Замоскворечью
Купеческое
Замоскворечье
Маршрут 3
Замоскворечье очень отличается от остальной Москвы.

Проходишь через Водоотводный канал и попадаешь в другое время. Здесь меньше суеты, почти нет высоких домов, сохранилась историческая застройка. В Замоскворечье неспешно и размеренно течет жизнь.

Здесь хочется ходить пешком, наблюдать за прохожими, и кажется, что самые колоритные купеческие типажи старой Москвы и сейчас прогуливаются по переулкам. Приглашаю прогуляться по купеческому Замоскворечью!
start
Дом
П. А. Смирнова
Жостово
Усадьба Великолеповой
м. Новокузнецкая
Ярославская Майолика
Дом Аникиты Громова
Дом меховщика Гальперина
Дом купца Григорьева
ИФЗ
«Перезвон»
Молочная Чичкина
Экскурсовод,
журналист,
создательница проекта
«Москва из бабушкиного сундука»
Мария Сурвилло
Пятницкая улица
Большая ордынка
Armani / Casa Moscow Residences
3 минуты
Александр Васильевич Чичкин был человеком необыкновенным. Еще ребенком он оказался в работниках у самого известного московского молочника Бландова. Научившись ремеслу и женившись на его дочери, Чичкин начал создавать собственную империю. Преуспел в этом необыкновенно. Его магазины были во всех крупных городах России.

В лавках Чичкина было заведено каждое утро выливать из огромных бидонов вчерашнее молоко прямо на мостовую. Это должно было убедить покупателей, что молоко ежедневно привозят свежее.

На фасаде типичного купеческого дома сохранился белый клинкерный кирпич и коричневый картуш, в котором до революции можно было прочитать: «А. В. Чичкин».
6
4
Armani / Casa
Moscow Residences
Дом Петра Смирнова
Кафе «Перезвон» расположено в колокольне храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором. Некоторые источники указывают, что уже в начале шестнадцатого века на этом месте был монастырь. Если пойти по Черниговскому переулку, то можно увидеть целый комплекс разновременных построек. А в колокольне уже несколько лет работает одно из самых необычных кафе Москвы.

Заходите внутрь и поднимитесь по узкой средневековой лестнице на самый верх, откуда открывается вид не только на Замоскворечье, но и на весь город.
Жостово
1
finish
Armani / Casa
Moscow Residences
3
Кафе «Перезвон»
Молочная Чичкина
Императорский фарфоровый завод
Дом купца Николая Григорьева. Магазин «Гжель»
5
Прямо от Чугунного моста, который ведет на Болотный остров, начинается главная улица купеческого Замоскворечья — Пятницкая. И первым на ней стоит дом Петра Арсеньевича Смирнова. Его владелец родился крепостным крестьянином Мышкинского уезда, а встретил зрелость — в статусе поставщика двора Его Императорского Величества. На доме имеется соответствующая надпись, восстановленная не так давно.
Петр Арсеньевич покупает этот дом в 1867 году, открывает магазин на первом этаже и неподалеку устраивает производство. Этот дом изображен на этикетке водки «Смирновъ».
За двести лет существования Жостовской фабрики там было придумано более 150 форм для кованых подносов и бесчисленное множество сюжетов для их украшения. Стиль фабрики очень узнаваемый — это букеты, написанные широкими мазками. Именно этот декор — самый популярный и сейчас, и сто лет назад.

Подносы предназначены для современной сервировки домашнего обеда или парадного приема. Все изделия расписываются вручную, имеют номер и, без сомнения, могут стать семейной реликвией. Присмотритесь к этим произведениям искусных мастеров, чтобы ощутить атмосферу старомосковских усадеб и, возможно, принести часть их уюта к себе домой.
В этом же доме находится еще один интереснейший магазин купеческого Замоскворечья — фарфоровый.

Невская порцелиновая мануфактура создается в Петербурге в 1744 году. В 1756 году по проекту Виноградова строится большой горн для обжига. В правление Екатерины Второй предприятие получает название «Императорский фарфоровый завод», и начинается его расцвет. В конце 60-х годов двадцатого века здесь создали технологию для промышленного производства костяного фарфора. Невесомые, почти прозрачные чашки являются настоящим чудом и украшением любого чаепития.
7
Николай Григорьев, по происхождению крестьянин из-под Углича, к пятидесяти годам поставлял почти половину колбасных изделий в Российской империи. Купец заботился не только о качестве товара, но и о своих работниках. Его предприятие находилось рядом с храмом в Кадашашах, и жил Николай Григорьев с семейством неподалеку.

А перед нами — один из его доходных домов, построенный в начале двадцатого века. На нарядном фасаде над не сохранившейся входной дверью мы видим женскую головку с распущенными волосами. Это Лорелея — символ московского модерна. На уровне третьего этажа можно рассмотреть профиль медведицы, а над балконами уселись совы. Стиль фасада этого дома можно назвать «абрамцевский модерн».

На первом этаже сейчас находится магазин фабрики «Гжель». Зайдите внутрь хотя бы ради интерьера с керамической мозаикой на стенах. Гжель теперь — это не только традиционные предметы и мотивы, но и совсем новые вещи, которые украшены бело-голубым орнаментом знаменитого промысла.
Дом меховщика Гальперина
8
Дом отличается от всех прочих не только большими окнами, но также незамысловатой формой и лаконичной отделкой. Это стиль функционального модерна, который развивал на московских улицах знаменитый архитектор Федор Шехтель. Он создал этот дом по заказу меховщика Ильи Марковича Гальперина в 1908 году. Иногда в москвоведческой литературе этот дом называют изумрудом Шехтеля. Здание выложено плиткой, которую называют кабанчиком из-за того, как она устроена внутри.

Здесь же находился магазин галантерейных товаров Николая Алексеевича Крестовникова. А меховой магазин просуществовал в этом доме почти сто лет.
9
Дом Аникиты Громова
Была в Москве такая пословица: «Когда Арбат ложится спать, Замоскворечье уже замесило тесто на пироги». Вот таким кормильцем с Пятницкой был заказчик этого нарядного дома Аникита Громов, торговец продовольственными товарами. Здание с кулинарией на первом этаже он начинает строить в 1903 году по проекту архитектора Сергея Суворова.

Этому дому повезло: жильцы восстановили парадную дверь по образцу уцелевших внутренних. В подъезде сохранилось интереснейшее лестничное ограждение и нарядная метлахская плитка. А на первом этаже и перед входом имеются редчайшие для Москвы люксферы. Они говорят о том, что в доме были подвалы, куда свет поступал через эти «окна» в полу первого этажа и в мостовой.
10
Усадьба купчихи Великолеповой
В документах конца восемнадцатого века этот дом значится как «каменный на погребах». После пожара 1812 года от него остались голые стены, но усадьба была восстановлена по заказу купчихи Феклы Великолеповой. В девятнадцатом веке на первом этаже появились магазины.

Внутрь двора ведет арка. Зайдите в нее однажды, и по очертаниям вы угадаете хозяйственные постройки усадьбы: каретный сарай, ледник, флигель… И вокруг сад — московские купеческие дома утопали в садах. Об этом сохранилось множество воспоминаний иностранных путешественников.

Есть в этом дворе и свой каменный зверинец. Вход в Департамент культурного наследия охраняют два необыкновенных льва: русский резчик никогда не видел царя зверей, и поэтому московские львы так похожи на людей. В Замоскворечье эта парочка переехала из района Лефортово. Считается, что они находились на ограде дома Анны Монс.
11
Ярославская майолика
Торговая Пятницкая прекрасна и своими витринами со смыслом. Остановитесь у магазина знаменитой ярославской майолики Павловой и Шепелева. Компания была создана в 1992 году, и сейчас в ней работает почти сто человек.

В витрине представлены сценки из замоскворецкой купеческой жизни. Почтенная мать семейства восседает на кресле, у ее ног — маленькая собачка. Старшая дочь за роялем, а младшая за столом читает книжку. Скоро чаепитие: уже заносят самовар и расставляют чашки.

Загляните внутрь. Характеры и типажи девятнадцатого века увлекают своим разнообразием, и вам наверняка захочется взять домой кого-то из обитателей Пятницкой, а может, даже собрать целую коллекцию персонажей.
12
Пятницкая церковь
Сейчас только рисунок на брандмауэре дома у метро напоминает, что здесь стоял один из самых древних московских храмов. Давшая имя всей улице церковь в честь Параскевы Пятницы известна уже по документам шестнадцатого века.

Храм несколько раз перестраивается на средства замоскворецких купцов. Вместительное церковное здание в стиле московского барокко и колокольня в стиле барокко петербургского появились на Пятницкой улице в 1740-х годах. Последний раз храм был перестроен в третьей четверти девятнадцатого века на средства купца Петра Ионовича Губонина. В 1935 году храм был разрушен. Но иконостас был перенесен в Троице-Сергиеву лавру и пребывает сейчас в Смоленской церкви. Сейчас на месте церкви находится павильон метро «Новокузнецкая».
Пятницкая, 25, павильон
метро «Новокузнецкая»
Пятницкая, 16с1
Пятницкая, 19
Пятницкая, 17
Пятницкая, 13
Пятницкая, 10с1
Пятницкая, 6/1
Пятницкая, 6/1
Пятницкая, 4/2с9
Пятницкая, 5
Пятницкая, 1
Старомонетный переулок, 19/11
Точка отсчета — дом Armani/Casa Moscow Residences.

В окружении невысоких современных зданий притаился отреставрированный особняк XIX века — усадьба купца третьей гильдии Сыромятной слободы Ивана Масягина. Здание построили в 1818 г. по «образцовому» проекту, который разработали для жилой застройки послепожарной Москвы. До 1917 года там жили разные купеческие семьи.
2
следующий маршрут: